Чем пионеры 70 – 80 годов отличались от сегодняшних школьников?

Чем пионеры 70 – 80 годов отличались от сегодняшних школьников?
Чем пионеры 70 – 80 годов отличались от сегодняшних школьников?
Чем пионеры 70 – 80 годов отличались от сегодняшних школьников?
Чем пионеры 70 – 80 годов отличались от сегодняшних школьников?
Чем пионеры 70 – 80 годов отличались от сегодняшних школьников?
Чем пионеры 70 – 80 годов отличались от сегодняшних школьников?
Фото: zarpressa.ru

«Будь готов!» – сколько раз за 8 лет работы старшей пионервожатой в 225-й школе повторяла этот призыв Валентина Боровкова!

И каждый раз ее красногалстучная армия в 16 отрядов, лихо отсалютовав, отвечала как один: «Всегда готов!» 

К чему же готовили в 70 – 80 годах пионеров и чем отличались они от сегодняшних школьников?


– Валентина Александровна, сейчас многие считают, что пионерская организация была чистой формальностью.

– Все зависит от отношения к работе. А мы старались сделать ее живой. 

Когда наша дружина боролась за то, чтобы носить имя «Молодая гвардия», мы не просто оформляли альбомы и учили биографии ребят-подпольщиков. 

Мы поехали в Краснодон – на родину молодогвардейцев. Встретились с мамой Вали Борц – одной из подпольщиц. Были на месте казни – у шурфа, куда сбросили тела этих мальчиков и девочек. 

А когда в музее нам показали орудия пыток, которыми истязали молодогвардейцев, мои ребята весь вечер молчали – до такой степени были потрясены.



– Что в пионерской работе, по-вашему, было самым ценным?

Зареченский школьник учился снимать кино в «Артеке»

– Как это сухо ни звучит, патриотическое воспитание. Пионерскими сборами на тему любви к Родине мы не ограничивались, хотя и они были. 

Но другое дело, когда ребята поехали вместе с военруком школы Василием Николаевым под Новгород, где он – сын полка – воевал. Деньги на поездку выделила школа. 


Ночевали в палатках. Бездорожье там такое, что кроме как на телеге не проедешь. Зато и места боев сохранились хорошо. 

Видели окопы и дзоты. Собирали гильзы, осколки снарядов. Все это потом привезли в наш школьный музей.


А еще пионерская организация воспитывала в детях дух коллективизма. Как они боролись за то, чтобы их отряд был лучшим! 

Иногда до курьезов доходило. Однажды собирали мы макулатуру. А на следующий день ко мне пришла мама одного ученика. 

Он, чтобы класс победил, притащил из дома подшивку журнала «Наука и жизнь», которую отец лет пять собирал. Груду бумаг разворотили, но подшивку вернули.



– Чем отличались пионеры 70 – 80-х от сегодняшних школьников?

Новый спектакль в Заречном стоит посмотреть всей семьей

– Большей самостоятельностью. Интернета тогда не было, поэтому все сценарии писали сами. Материал для мероприятий выискивали в библиотеках по крупицам. 

Да и инициативнее пионеры были. Вот готовились мы к фестивалю «15 республик – 15 сестер». Просто оформить альбомы – неинтересно. И тогда мы пошли в нашу воинскую часть.

Ребята попросили солдат из разных республик, чтобы им прислали из дома что-то национальное. И солдатики не подвели. 

Так у нас появились коробочки хлопка, тюбетейки, чувяки, вышитые полотенца... Потом мы сшили вместе с родителями национальные костюмы. Даже танцы народные разучили.



– Что мешало в пионерской работе?

– Заорганизованность. Формальных мероприятий, спущенных сверху для галочки, и правда было много. 

И еще – излишняя, на мой взгляд, политизация. Но мы, вожатые, научились относиться к этому философски – как к издержкам, которые есть в любой работе.



– Сейчас появляется много детских организаций по типу пионерской. Нужны ли они современным детям?

– Да. Они в любом случае показывают ребятам направление, в котором надо двигаться. Для подростков это особенно важно.


Фото из личного архива Валентины Боровковой

Что нужно знать о гепатите - Камешкирский район   Гепатит - одно из самых опасных заболеваний наряду с туберкулезом, малярией и ВИЧ-инфекцией.
Камешкирский район
Театр - это чудесный ключик, который открывает дверцу в окружающий ребёнка мир образов,красок, звуков.
Управление образования