Река любви и слез в зареченской «Бесприданнице»

Река любви и слез в зареченской «Бесприданнице»
лариса.jpg
паратов.jpg
карандышев1.jpg
кнуров.jpg
_DSC2605.jpg
Фото: zarpressa.ru

– Кто-кто Паратова сыграет? Максим Юнушкин? – посмотрела с нескрываемым любопытством шеф-редактор «Заречья сегодня» Тамара Задорожная во время интервью на режиссера Андрея Шляпина.

Ничего себе! Макс – актер гротесковый. Да и на Паратова-Михалкова из «Жестокого романса», прямо скажем, не похож.

 – А что Вы удивляетесь? – был ответ. – Макс по энергетике настоящий Паратов – он к жизни относится азартно.


Спектакль «Бесприданница» поставлен в рамках проекта партии «Единая Россия» «Поддержка театров малых городов». 

Уже за месяц до премьеры стало понятно, что «Бесприданница» обещает быть интересной во всех отношениях. Что ни говори, приглашенный режиссер вливает новую кровь в актеров. 

«Бесприданница» Андрея Шляпина не только открыла сезон, но и сама стала открытием для зрителей. Об этом большая рецензия Тамары Задорожной. 



По Островскому от и до

Шляпин не корежит классику. Он уважает автора и идет от него – к себе и к нам. Сейчас это редкость редкостная. 

Но точно следуя тексту пьесы, он наполняет каждую сцену своим видением ситуации и преломляет ее через современную жизнь. Поэтому, даже зная «Бесприданницу» наизусть, за действием следишь не отрываясь. 

Вот как появляется на сцене его Паратов? Как вихрь. Он бросается в воду, которой на сцене в избытке, как в омут любви. Фонтан брызг и фонтан энергии. 

А линия «второстепенного» Робинзона (актер Юрий Юнушкин) выписана так, что впору назвать ее отдельным спектаклем в спектакле.



Его Лариса

«Для меня принципиально, чтобы Лариса Огудалова была совсем молодой – почти девочкой», – не раз подчеркивал Андрей Шляпин. 

Почему, я поняла на премьере. Татьяна Иванова, его Лариса, трогает именно детской беззащитностью. Тонкие бледные руки, простенькое платье, русые косы... 

Она совсем по-детски плещется в воде, катается на чугунных воротах. Она слушается маменьку. Она верит людям. Ее грех обманывать. Но обманывают все. 


За два часа на сцене прямо на наших глазах Татьяна Иванова из озорной девочки превращается в страстно любящую женщину. 

Тихие монологи сменяются вызывающе громким «Едемте! Куда угодно! И когда угодно!», когда она соглашается убежать с Паратовым на «Ласточку». 

Она выкрикивает эти слова, нисколько не боясь, что ее услышит жених и маменька. 


А в финале, подвешенная на лонжу, опутанная ложью и предательством, в белом – то ли венчальном, то ли погребальном – платье, Татьяна снова превращается в беззащитного ребенка. 

Ее истерзали, над ней надругались. Раненой чайкой мечется она по сцене, пока не застывает, бессильно опустив тонкие руки. А мимо ходят люди, не замечая белое повисшее тельце. Сломанная кукла никого не интересует. Не знаю, кто как, а я плакала.



Его Паратов

Паратов Андрея Шляпина разный в каждой сцене. Пожалуй, даже излишне разный. Рисунок роли получился несколько рваным. 

Не успеешь привыкнуть к Паратову-романтику, как он уже резко, без перехода – расчетливый делец. Вот он почти плачет на груди Ларисы, а через секунду циничен до предела. 

Переходы эти Максиму Юнушкину удались вполне. Купеческая удаль, лихие пляски, шутовство, агрессия, страстность, безрассудство – таким увидели его зрители. И пожалуй, впервые.






Его Карандышев

Надутый, с походкой проглотившего аршин человека, прилизанный и чванливый – таким появляется на сцене Карандышев, которого сыграл Александр Рожков. 

Он остается таким даже тогда, когда к его плечу по-детски наивно прижимается Лариса. Ни обнять, ни приласкать, ни понять ее он не собирается. Он благодетель, который не налюбуется на себя в новой роли. 

Он такой почти во всех сценах. Тем слышнее и неожиданнее крик маленького человека, которому растоптали сердце. 

Во время этого монолога он, как лакей, держит поднос с бокалами шампанского. И через каждое слово плещет им себе в лицо. Как пощечины дает. 

Ему сильные мира сего разве только оплеух не надавали. Он же может поглумиться только над собой. Да над Ларисой.




Его Кнуров

Кто бы сомневался, что Кнурова будет играть актер Владимир Кшуманев. Фактура один в один. Кнуров в его исполнении – серый кардинал. Почти всегда на заднем плане. В тени. 

Никаких широких купеческих жестов. Даже интонация одинаковая хоть в диалоге с Вожеватовым, хоть с Харитой Игнатьевной. 

Но одно его присутствие в сцене делает ее зловещей. 

Хозяин жизни смотрит на людские страсти, как зритель из зала. Хищник выжидает момент, чтобы взять добычу. Не наброситься, не захватить, не отбить у соперника – просто взять. 

А взять не удалось – Ларису убили. 

Деловито надев пиджак, он прошел мимо поломанной куклы, даже не оглянувшись. Мало ли в жизни других игрушек.



Его Вожеватов

Совсем не то Вася Вожеватов в исполнении актера Сергея Скворцова. Его Вася – совсем мальчишка. Но мальчишка талантливый. 

Прилежный ученик Паратова, он перенимает у него купеческий шик. Танцует Паратов – Вася подхватывает и отплясывает лучше него – только брызги летят. 

Появляется у Паратова шут Робинзон, Вася его перекупает. И глумится над старым артистом поизощреннее самого Паратова. В Париж обещает свозить. 


А надоела ему эта живая игрушка – бросил. «Браво!» – выдавил из себя Робинзон. Конечно, браво. 

Дальше Паратова с Кнуровым пойдет мальчик. В сцене, когда Лариса цепляется за него, как за последнюю надежду, он не просто ее отталкивает. Протащив через всю сцену, брезгливо отрывает от себя и бросает, как в омут.



Его Харита Игнатьевна

Наталья Кучишкина в роли матери... Роль возрастная. И неоднозначная. И сыгранная так, что ее Харита Игнатьевна внушает чувства от отвращения до острой жалости. 

Сцена диалога с Кнуровым – одна из самых сильных в спектакле. Вся жизнь Хариты Игнатьевны уместилась в ней. 


Унижаться, ловчить, обманывать ей противно. До слез, которых, впрочем, никто не видит. Она готова сама перед Кнуровым раздеться, лишь бы он Ларису не тронул. 

Но потрепанная жизнью кукла ему не нужна. Вот и швыряет купец деньги за дочь на пол – как кость собаке. 

Подберет, куда денется. Подобрала. Стоя на коленях и проклиная себя и эту жизнь.




Не трюки и не трюкачество

В «Бесприданнице» Андрея Шляпина много эффектов. Но это не трюки и не трюкачество. И не желание сразить зрителя акробатическими этюдами актеров. 

Все продиктовано логикой действия. Например, Паратов и Лариса сцену признания в любви разыгрывают почти под потолком театра – на маленьких помостках по бокам сцены. 

Высочайший эмоциональный накал диалога режиссер подчеркнул с помощью реальной высоты. Для Паратова это момент наивысшей власти над Ларисой. Для нее же – высшая точка любви, а потом хоть в пропасть с головой.



Вообще, Андрей Шляпин расширил маленькую сцену ТЮЗа до каких-то невероятных размеров. 

Двухъярусные декорации. Помосты под потолком. И конечно, река – резервуар с водой – прямо на сцене. И прямо по пьесе, ведь действие происходит на берегу Волги. 

Но вода выступает еще и как символ. Это разливанные реки шампанского, которое пьют Кнуров и Вожеватов. И река любви Ларисы. И река ее слез. 

И одна из самых удачных находок режиссера. 


Снимаю шляпу перед режиссером Шляпиным!







Фотографии спектакля предоставлены Театром Юного зрителя Заречного.  

Фотограф Ильдар Абульханов. 

 
По теме
... - Центр медицинской профилактики Мероприятие, организованное ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России проходило сегодня, 12 марта 2024 года,
Центр медицинской профилактики
Патриотический час «Крым в истории России». - Городищенская МЦРБ С целью формирования гражданско-патриотических и духовно-нравственных качеств, ознакомления с историей воссоединения России и Республики Крым в Доме культуры совместно с библиотекарем,
Городищенская МЦРБ